БАЗ-5921


БАЗ-5921
Специальное плавающее шасси БАЗ-5921 для ракетного комплекса 9К79 "Точка"

БАЗ-5921
Пусковая установка ТРК 9К79 "Точка" на шасси БАЗ-5921

БАЗ-5921 — специальное плавающее колесное шасси, использовалось для монтажа пусковой установки тактических ракетных комплексов 9К79 "Точка", 9К79-1 "Точка-У" и других объектов ВВТ. Шасси предназначалось для передвижения по всем видам дорог, на местности и на внутренних акваториях, во всех климатических зонах с повышенной влажностью и запыленностью окружающего воздуха, а также были приспособлены к доставке железнодорожным и авиационным транспортом. Внешне этот вариант отличался клиновидной передней частью корпуса, небольшими лобовыми и узкими треугольными боковыми окнами с пуленепробиваемыми стеклами. В задней части его грузового отделения была смонтирована подъемная рампа с направляющими для пуска одной ракеты и гидравлическим механизмом изменения угла возвышения. В транспортном положении ракета располагалась горизонтально, а для сохранности груза и маскировки кормовой отсек сверху закрывался двумя длинными боковыми створками с дистанционным электрогидравлическим управлением. В состав дополнительного оборудования входила аппаратура навигационной привязки и подготовки запуска, четыре гидравлических домкрата и два топливных бака.


Появление нового комплекса "Точка" было связано с исчерпанием возможностей серийной тактической системы "Луна-М" с неуправляемым ракетами, что в конце 1960-х годов привело к принятию решения о необходимости насыщения Советской Армии новыми комплексами с управляемой траекторией полета ракет.

Началом разработки тактического ракетного комплекса 9К79 "Точка" положило постановление Совета Министров СССР от 4 марта 1968 года о создании мобильного «дивизионного ракетного комплекса высокой точности стрельбы», предназначенного для поражения малоразмерных (точечных) целей и также базировавшегося на плавающих автомобилях-шасси высокой проходимости. В его состав входили две основные колесные системы – пусковая установка 9П129 и ТЗМ 9Т218, работавшие с управляемыми ракетами серии 9М79 длиной 6,4 м., стартовой массой 2010 кг., различными видами боеголовок и дальностью полета 25 – 70 км. В 1973 – 1974 годах комплекс прошёл государственные испытания и в 1976 году был принят на вооружение.

По результатам его эксплуатации и боевого применения с 1989 года выпускался усовершенствованный ТРК 9К79-1 "Точка-У" повышенной точности с увеличенной до 120 км. дальностью стрельбы и сокращенным временем подготовки к пуску ракет, в который вошли модернизированные СПУ 9П129М-1 и ТЗМ 9Т218-1. Оба комплекса поступали на вооружение ракетных дивизионов мотострелковых и танковых дивизий Советской Армии, а также в страны Варшавского договора и ряд государств Азии и Африки, участвовали в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе и Чечне.


Параллельно с созданием боевой части ТРК "Точка" в СКБ Брянского автозавода под руководством главного конструктора И.Л. Юрина проводилось проектирование плавающих корпусных шасси. Ведущими конструкторами являлись соответственно А.И. Кирюшкин и И.В. Гринченко. Вполне естественно, что их конструктивной основой являлись выпускавшиеся в то же время уже опробованные и испытанные заднемоторные шасси 5937, а перестановка силового агрегат в среднюю часть шасси фактически не привела к существенным изменениям в конструкции их агрегатов и основных параметров. На максимально унифицированных шасси 5921/5922 устанавливали прежние бортовые трансмиссии, подвеску, пневмогидравлическую тормозную систему, рулевое управление, систему регулирования давления воздуха в шинах, водометные движители, электрооборудование и набор дополнительного оснащения. В принципе на них использовался тот же 300-сильный дизельный двигатель с дублированной системой запуска, но он отличался более мощной системой охлаждения с двумя радиаторами и предпусковым подогревателем повышенной мощности. В трансмиссии насчитывалось 18 карданных валов: два дополнительных вала служили для вращения электрогенератора привода спецоборудования. Новыми считались усиленные шины И-247Б прежнего размера 1200x500-508. Единственной реальной новинкой стал более крупный и высокий сварной герметичный корпус увеличенной вместимости с новой планировкой, центральным расположением моторного отсека и двумя рабочими помещениями – переднее отделение управления с двумя входными люками в крыше и кормовое для размещения специального оборудования.


Прототипы шасси 5921 были построены в конце 1971 года и пошли на волгоградский завод "Баррикады" под спецкомплектацию, их серийное производство началось в мае 1974 года, за два года до официального принятия ТРК "Точка" на вооружение. Приобретя опыт изготовления сварных каркасных кузовов предыдущей серии 5937/5939, корпусы новых машин стали собирать на механизированных стендах с фиксацией основных элементов, а каркас крыши – на стенде с пневматическим зажимом всех элементов.

Первая пусковая установка 9П129 ТРК "Точка" была построена на опытном шасси 5921 в 1971 году и снабжалась ракетой 9М79Б с максимальной дальностью полета 70 км. В 1971 – 1973 годах после проведения пробных запусков было организовано серийное производство ракет серии 9М79 с разными боеголовками (ядерная, фугасная, химическая, кассетная и др.). С 1976 года на серийных шасси 5921 завод "Баррикады" монтировал оборудование модернизированной пусковой системы 9П129М с ракетами 9М79 различных вариантов. В ТРК "Точка-У" с новой ракетой 9М79-1 (9М721) использовалась модернизированная установка 9П129М-1, у которой боевая масса возросла с 17945 до 18438 кг. В целях скрытности и неожиданности нанесения удара подъем ракеты в боевое положение (на угол 78º) производился за 15 сек. до старта. Время подготовки к пуску в зависимости от конкретных условий находилось в пределах от 2 до 16 минут. Для всех пусковых систем максимальная скорость передвижения по шоссе составляла 60 км/ч, на грунтовых дорогах – до 40 км/ч, по бездорожью – 10-15 км/ч, на плаву – 8,0 км/ч, запас хода – 650 км.


БАЗ-5921

   Технические характеристики шасси БАЗ-5921:

Колёсная формула 6х6

Формула рулевого управления 1-0-3

Осевая формула 1-1-1

Тип шасси корпусное, плавающее

Экипаж 4 чел.

Ширина преодолеваемого рва до 1,5 м.

Грузоподъёмность 6300 кг.

Снаряженная масса 11300 кг.

Полная масса 18700 кг.

Длина 9486 мм.

Ширина 2890 мм.

Высота по корпусу 2375 мм.

Дорожный просвет 357 мм.

Колёсная база 2800+2600 мм.

Эксплуатационный расход топлива 124 л/100 км.

Запас хода 875 км.

   Двигатель 5Д20К-300: дизельный, 4-тактный, V-образный, с непосредственным впрыском, жидкостного охлаждения

Число цилиндров 6

Рабочий объём 15,9 л.

Максимальная мощность 300 л.с.

Электрооборудование однопроводное 24 В

Рулевой механизм червячного типа с двумя поршневыми гидроусилителями двойного действия (для передних и задних колёс)

Тормоза барабанные, герметизированные с пневмогидравлическим приводом с двумя ресиверами

Топливные баки 315 и 35 л.


БАЗ-5921
Радиолокационная станция "Кредо-1С" (1Л268) на доработанном шасси БАЗ-5921

В 2007 году на вооружение была принята мобильная радиолокационная станция наземной, воздушной и надводной разведки "Кредо-1С" (1Л268) армейского звена с расчетом из трех человек. Она базируется на доработанном шасси 5921 с дополнительным комплектом локального бронирования, взрывобезопасным топливным баком, двумя домкратами и кондиционером в отсеке управления. На ней смонтировано 15-метровое подъемно-мачтовое устройство с радиолокационной станцией "Кредо-1" (1Л244-1) с зоной обзора и обнаружения от 200 м. до 40 км. и комплекс оптико-электронной разведки с тепловизорной, телевизионной и лазерной аппаратурой и средствами сбора, обработки и передачи информации. Дальность действия лазерных дальномеров составляет 6-15 км., дальность корректировки огня артиллерии – до 10 км.


                Рейтинг@Mail.ru