Брянский Автомобильный Завод (БАЗ)
ОАО "Брянский Завод Колёсных Тягочей" (ОАО "БЗКТ")
ЗАО "Брянский Автомобильный Завод" (ЗАО "БАЗ)"


Брянский автомобильный завод был основан 4 июня 1958 года как филиал московского завода ЗИЛ для изготовления комплектующих: ведущих мостов, лебёдок, раздаточных коробок, подвесок и других деталей. Базой для создания нового предприятия послужило тракторное производство Бежицкого сталелитейного завода.

В 1959 году стали выпускать бронетранспортёр БТР-152В1 и амфибию ЗИЛ-485А. А в 1960 году на БАЗе было создано собственное СКБ.

В 1960 году СКБ БАЗ под руководством Главного конструктора В.А. Розова начало разработку собственного колёсного шасси БАЗ-930 для ракетного тактического комплекса "Луна". Летом 1961 года шасси проходило испытания, но проиграв московскому ЗИЛ-135Л в конкурсе Министерства обороны СССР в серию не пошло.

В 1962 году на БАЗе началось производство шасси ЗИЛ-135К под установку оперативно-тактического ракетного комплекса второго поколения "Редут".



Во второй половине 1963 года завод приступил к сборке шасси ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-135ЛТМ (главный конструктор Н.П. Мазуров) для тактического ракетного комплекса "Луна". Выпуск этих машин и их модификаций продолжался до 1993 года. Гражданские варианты с цельнометаллическими грузовыми платформами имели обозначения БАЗ-135МБП и БАЗ-135Л4.

27 июля 1960 года в соответствии с постановлением СМ СССР №1157-487 была начата разработка ЗРК "Оса". Под комплекс разрабатывали плавающее шасси БАЗ-937, позднее БАЗ-5937. В 1971 году ЗРК "Оса" принят на вооружение, после модернизации в 1975 году выпускался под шифром "Оса-АК", а с 1980 года - "Оса-АКМ". С 1989 года выпуск прекращён.

4 марта 1968 года начала работы по созданию комплекса 9К79 "Точка", который базировался на шасси БАЗ-5921. За создание шасси БАЗ-5921 главному конструктору И.Л. Юрину в составе коллектива разработчиков комплекса была присуждена Государственная премия.

В 1971 году по заданию Центрального автотракторного управления Минобороны на заводе были развёрнуты работы по созданию нового унифицированного семейства специальных колёсных шасси под общим названием "Основа-1" под монтаж ракетного вооружения. В него входили плавающие машины с несущим корпусом БАЗ-6944 и БАЗ-5947, а также не плавающее рамное шасси БАЗ-6950.



В 1983 году главным конструктором БАЗ был назначен Ю.И. Мосин, работавший до этого в СКБ МАЗ. В 1985 году было принято совместное с ГЛАВТУ решение о проведении модернизации шасси БАЗ-6944 и БАЗ-6950 путём замены специального двигателя имеющего ограниченный моторесурс, на два двигателя КАМАЗ-740. Макетный образец БАЗ-6950М (в дальнейшем БАЗ-69501 – ведущий конструктор В.И. Синакин) был изготовлен в декабре 1985 года. Чуть позднее был изготовлен макетный образец корпусного не плавающего шасси БАЗ-6944М (в дальнейшем БАЗ-69481 – ведущий конструктор В.Т. Авершин) и совместно с Петропавловским заводом им. В.И. Ленина начата разработка и изготовление опытных образцов корпусных не плавающих шасси БАЗ-6944М20 (в дальнейшем БАЗ-6948 – ведущий конструктор С.Н. Шалавасов). Опытные образцы унифицированных специальных шасси БАЗ-69501, БАЗ-69481, БАЗ-69441 (корпусное плавающее – ведущий конструктор С.Н. Шалавасов) и тягач БАЗ-6953 (ведущий конструктор В.И. Синакин) семейства прошли приёмочные испытания, а шасси БАЗ-6948 с ОТР "Ока-У" успешно завершили госиспытания и были рекомендованы для принятия их на вооружение.



На базе шасси БАЗ-69481 в 1987 году была создана пятиосная модификация шасси БАЗ-69481М с не ведущей третьей осью (ведущий конструктор А.С. Коптюх). БАЗ-69481М планировалось использовать в качестве базового шасси под ОТРК "Волга".

В 1989 году на альтернативных выборах на должность главного конструктора был избран Виктор Павлович Трусов. На базе шасси БАЗ-69501 в 1990 году (начальник КБ ПП В.Б. Вьюшкин) были разработаны и изготовлены опытные образцы шасси БАЗ-6954 и БАЗ-69502 грузоподъемностью до 17 тонн, с доработанной подвеской колес и с металлическими кабинами большого объёма.

На БАЗ-6954 смонтировали опытный образец ОТРК "Искандер", однако, несмотря на наличие российского шасси, все остальные работы по этому комплексу проводились с использованием шасси МЗКТ-7930.

С 1986 по 1991 год КЭО БАЗ разработана и изготовлена также модификация опытного образца шасси БАЗ-6944 с силовым агрегатом, включающим в себя газотурбинный двигатель АГТД ГАЗ-902103 (ведущий конструктор С.П. Лагерева); по заказу "Архангельск; Севгеология" для перевозки труб и других длинномерных грузов.



С 1992 года завод приступил к разработке и внедрению семейства мощных полноприводных шасси грузоподъемностью 14-30 тонн двойного назначения. Базовой для него является модель БАЗ-6909.

В 1997 году поменялись Генеральный директор и Главный конструктор ОАО "БАЗ". Новым Главным конструктором предприятия вместо В.П.Трусова с 1997 года был назначен Ю.А. Шпак (Главный конструктор седельного тягача БАЗ-6402), он руководил работами по доработкам конструкции и постановке на серийное производство шасси и тягачей семейства "Вощина-1" – БАЗ-6909, БАЗ-69092, БАЗ-6402, БАЗ-6910, БАЗ-6306; по расширению состава, созданию шасси и тягачей БАЗ-69096, БАЗ-690902, БАЗ-6403 и созданию крановых шасси БАЗ-69098, КШ-8973, БАЗ-8027, КШ-59713, БАЗ-8029, БАЗ-80291.

Первый опытный образец седельного тягача БАЗ-6402 был изготовлен в июле 1997 года и стал первым в истории завода седельным тягачом.



В июне 1998 года в результате реструктуризации Брянского автомобильного завода образовано ОАО "Брянский завод колёсных тягачей".

В начале нового тысячелетия на Брянском автозаводе произошли изменения, которые дали возможность развивать производство. В 2001 году предприятие совместно с ОАО "Автокран" стало партнером Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС), Брянский автомобильный завод начал возрождаться. В 2003-2004 годах СКШТ семейства "Вощина-1" были приняты на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации. Началось серийное производство новых СКШТ и поставки их по государственному оборонному заказу. Часть техники, созданной на базе семейства "Вощина-1", поставляется гражданским заказчикам. Гражданские автомобили БАЗ используются в нефтедобывающей и строительной промышленности в составе мобильных буровых и ремонтных установок, как автоцистерны, краны, насосные и цементирующие установки.



В 2006 году образовано ЗАО "Брянский автомобильный завод".

В марте 2010 года было зарегистрировано ОАО "БЗКТ Алмаз-Антей", которое является совместным предприятием ЗАО "БАЗ" и Концерна ПВО "Алмаз-Антей".

18 ноября 2015 года согласовано решение о передаче более 90% акций АО "БАЗ" в собственность Концерна ВКО "Алмаз - Антей". С 19 ноября приступил к исполнению своих обязанностей новый генеральный директор АО "БАЗ" Дегтярев Н. М. (представитель вышеуказанного концерна).



                Рейтинг@Mail.ru