Брянский Автомобильный Завод (БАЗ)
ОАО "Брянский Завод Колёсных Тягочей" (ОАО "БЗКТ")
ЗАО "Брянский Автомобильный Завод" (ЗАО "БАЗ)"


  Брянский автомобильный завод был основан 4 июня 1958 года как филиал
  московского завода ЗИЛ для изготовления комплектующих: ведущих мостов, лебёдок,
  раздаточных коробок, подвесок и других деталей для автомобилей ЗИЛ-131. Базой для
  создания нового предприятия послужило тракторное производство Бежицкого

  сталелитейного завода.

  В 1959 году стали выпускать бронетранспортёр
  БТР-152В1 и амфибию ЗИЛ-485А. А в 1960 году на
  БАЗе было создано собственное СКБ.

  В 1960 году СКБ БАЗ под руководством Главного
  конструктора В.А. Розова начало разработку
  собственного колёсного шасси БАЗ-930 для ракетного

  тактического комплекса «Луна». Летом 1961 года шасси проходило
  испытания, но проиграв московскому ЗИЛ-135Л в конкурсе
  Министерства обороны СССР в серию не пошло.

  В 1962 году на БАЗе началось производство шасси ЗИЛ-135К
  ( после переноса производства в Брянск - БАЗ-135МБ) под установку
  оперативно-тактического ракетного комплекса второго поколения
  «Редут».

  Во второй половине 1963 года завод приступил к сборке шасси
  БАЗ-135ЛМ и БАЗ-135ЛТМ (главный конструктор Н.П. Мазуров)

  для тактического ракетного комплекса «Луна». Выпуск этих машин
  и их модификаций продолжался до 1993 года. Гражданские варианты
  с цельнометаллическими грузовыми платформами имели обозначения
  БАЗ-135МБП и БАЗ-135Л4.

  27 июля 1960 года в соответствии с постановлением СМ СССР
  №1157-487 была начата разработка ЗРК «Оса». Под комплекс
  разрабатывали плавающее шасси БАЗ-937, позднее БАЗ-5937. В 1971
  году ЗРК «Оса» принят на вооружение, после модернизации в 1975
  году выпускался под шифром «Оса-АК», а с 1980 года - «Оса-АКМ».

  С 1989 года выпуск прекращён.

  4 марта 1968 года начала работы по созданию комплекса 9К79
  «Точка», который базировался на шасси БАЗ-5921. За создание
  шасси БАЗ-5921 главному конструктору И.Л. Юрину в составе
  коллектива разработчиков комплекса была присуждена
  Государственная премия.

  В 1971 году по заданию Центрального автотракторного
  управления Минобороны на заводе были развёрнуты работы по
  созданию нового унифицированного семейства специальных
  колёсных шасси под общим названием «Основа-1» под монтаж
  ракетного вооружения. В него входили плавающие машины с
  несущим корпусом БАЗ-6944 и БАЗ-5947, а также не плавающее

  рамное шасси БАЗ-6950.

  В 1983 году главным конструктором БАЗ был назначен Ю.И. Мосин,
  работавший до этого в СКБ МАЗ. В 1985 году было принято
  совместное с ГЛАВТУ решение о проведении модернизации шасси
  БАЗ-6944 и БАЗ-6950 путём замены специального двигателя имеющего
  ограниченный моторесурс, на два двигателя КАМАЗ-740. Макетный
  образец БАЗ-6950М (в дальнейшем БАЗ-69501 – ведущий конструктор
  В.И. Синакин) был изготовлен в декабре 1985 года. Чуть позднее был
  изготовлен макетный образец корпусного не плавающего шасси

  БАЗ-6944М (в дальнейшем БАЗ-69481 – ведущий конструктор
  В.Т. Авершин) и совместно с Петропавловским заводом им.
  В.И. Ленина начата разработка и изготовление опытных образцов
  корпусных не плавающих шасси БАЗ-6944М20 (в дальнейшем
  БАЗ-6948 – ведущий конструктор С.Н. Шалавасов). Опытные
  образцы унифицированных специальных шасси БАЗ-69501,
  БАЗ-69481, БАЗ-69441 (корпусное плавающее – ведущий
  конструктор С.Н. Шалавасов) и тягач БАЗ-6953 (ведущий
  конструктор В.И. Синакин) семейства прошли приёмочные
  испытания, а шасси БАЗ-6948 с ОТР «Ока-У » успешно завершили
  госиспытания и были рекомендованы для принятия их на
  вооружение.

  На базе шасси БАЗ-69481 в 1987 году была создана пятиосная
  модификация шасси БАЗ-69481М с не ведущей третьей осью
  (ведущий конструктор А.С. Коптюх). БАЗ-69481М планировалось
  использовать в качестве базового шасси под ОТРК «Волга».

  В 1989 году на альтернативных выборах на должность главного
  конструктора был избран Виктор Павлович Трусов. На базе шасси
  БАЗ-69501 в 1990 году (начальник КБ ПП В.Б. Вьюшкин) были
  разработаны и изготовлены опытные образцы шасси БАЗ-6954 и

  БАЗ-69502 грузоподъемностью до 17 тонн, с доработанной подвеской
  колес и с металлическими кабинами большого объема.

  На БАЗ-6954 смонтировали опытный образец ОТРК «Искандер»,
  однако, несмотря на наличие российского шасси, все остальные работы
  по этому комплексу проводились с использованием шасси МЗКТ-7930.

  С 1986 по 1991 год КЭО БАЗ разработана и изготовлена также
  модификация опытного образца шасси БАЗ-6944 с силовым агрегатом,
  включающим в себя газотурбинный двигатель АГТД ГАЗ-902103
  (ведущий конструктор С.П. Лагерева); по заказу «Архангельск
  Севгеология» для перевозки труб и других длинномерных грузов.

  С 1992 года завод приступил к разработке и внедрению
  семейства мощных полноприводных шасси грузоподъемностью
  14-30 тонн двойного назначения. Базовой для него является модель
  БАЗ-6909.

  В 1997 году поменялись Генеральный директор и Главный
  конструктор ОАО "БАЗ". Новым Главным конструктором
  предприятия вместо В.П.Трусова с 1997 года был назначен
  Ю.А. Шпак (Главный конструктор седельного тягача БАЗ-6402).
  Ю. А. Шпак руководил работами по доработкам конструкции и
  постановке на серийное производство шасси и тягачей семейства

  «Вощина-1» – БАЗ-6909, БАЗ-69092, БАЗ-6402, БАЗ-6910,
  БАЗ-6306; по расширению состава, созданию шасси и тягачей
  БАЗ-69096, БАЗ-690902, БАЗ-6403 и созданию крановых шасси
  БАЗ-69098, КШ-8973, БАЗ-8027, КШ-59713, БАЗ-8029, БАЗ-80291.

  Первый опытный образец седельного тягача БАЗ-6402 был
  изготовлен в июле 1997 года и стал первым в истории завода
  седельным тягачом.

  В июне 1998 года в результате реструктуризации Брянского
  автомобильного завода образовано ОАО «Брянский завод
  колёсных тягачей».

  В начале нового тысячелетия на Брянском автозаводе
  произошли изменения, которые дали возможность развивать
  производство. В 2001 году предприятие совместно с ОАО
  «Автокран» стало партнером Независимой ассоциации
  машиностроителей (НАМС), Брянский автомобильный завод начал
  возрождаться. В 2003-2004 годах СКШТ семейства "Вощина-1"
  были приняты на снабжение Вооруженных Сил Российской
  Федерации. Началось серийное производство новых СКШТ и
  поставки их по государственному оборонному заказу. Часть
  техники, созданной на базе семейства "Вощина-1", поставляется

  гражданским заказчикам. Гражданские автомобили БАЗ
  используются в нефтедобывающей и строительной
  промышленности в составе мобильных буровых и ремонтных
  установок, как автоцистерны, краны, насосные и цементирующие
  установки.

  В 2006 году образовано ЗАО «Брянский автомобильный
  завод».

  В марте 2010 года было зарегистрировано ОАО "БЗКТ
  Алмаз-Антей", которое является совместным предприятием ЗАО
  "БАЗ" и Концерна ПВО "Алмаз-Антей".

  18 ноября 2015 года согласовано решение о передаче более 90%
  акций АО "БАЗ" в собственность Концерна ВКО "Алмаз - Антей".
  С 19 ноября приступил к исполнению своих обязанностей новый
  генеральный директор АО "БАЗ" Дегтярев Н. М. (представитель
  вышеуказанного концерна).

                Рейтинг@Mail.ru