ЗИЛ-137-137Б


ЗИЛ-137-137Б

ЗИЛ-137-137Б

ЗИЛ-137-137Б

ЗИЛ-137-137Б

ЗИЛ-137-137Б

Активный автопоезд повышенной проходимости ЗИЛ-137-137Б выпускался на Брянском автомобильном заводе с 1970 по 1978 год. Автопоезд состоял из седельного тягача ЗИЛ-137Т (тягачи поставлялись с ЗИЛа) и активного полуприцепа ЗИЛ-137Б с гидрообъёмным приводом колёс полуприцепа.

Автопоезд предназначался для для транспортировки длинномерного вооружения ракетных комплексов и установки вместительных кузовов-фургонов со специальным оборудованием.

Автопоезд по общей конструкции представлял собой развитие экспериментального образца 1960 года с тягачом ЗИЛ-157В. В процессе доработок тягач будущего автопоезда, унифицированный с автомобилем ЗИЛ-131, носил индекс 2Э131, а два основных типа полуприцепов – 3Э131 и 4Э131. Впоследствии тягачу был присвоен собственный индекс ЗИЛ-137Т, а полуприцепам-шасси — стандартному ЗИЛ-137А и ЗИЛ-137Б с удлинённым задним свесом безбортовой грузовой платформы.

Первый образец автопоезда ЗИЛ-137-137Б был построен в 1963 году на ЗИЛе, затем долго испытывался и дорабатывался. В 1964 году он успешно прошёл госиспытания и был рекомендован к производству и применению в армии. В 1966 году автопоезд приняли на вооружение.

На тягаче ЗИЛ-137Т установлен гидронасос с приводом от двигателя. Привод осуществляется карданным валом от специальной коробки отбора мощности, которая крепится на раздаточной коробке. На полуприцепе ЗИЛ-137Б смонтирован гидромотор. Он через понижающий редуктор и карданные валы приводит в действие ведущие мосты прицепа (такие же, как на тягаче). Гидронасос и гидромотор связаны между собой двумя гибкими шлангами высокого давления (номинальное давление в системе 100 кгс/см²). Один из шлангов служит нагнетающей магистралью, другой — отсасывающей. По ним циркулирует рабочая жидкость (масло Р). Гидропривод автоматически включается в работу только при движении на 1-й или 2-й передаче, а также при пониженной передаче в раздаточной коробке и при заднем ходе.

Все колеса автопоезда имеют шины с регулируемым на ходу внутренним давлением. Рабочие тормоза на всех колесах — с пневматическим приводом.


    Технические характеристики:

   Снаряженная масса:

    тягача 7000 кг.

    полуприцепа- шасси 3800 кг.

    автопоезда с оснащением до 19500 кг.

   Максимальная скорость:

    пустого автопоезда по шоссе без привода полуприцепа 80 км/час

    полностью загруженного по шоссе без привода полуприцепа 60 км/час

    с включенным гидроприводом 7 км/час

   Радиус поворота 10,2 м.

   Контрольный расход топлива 52 л/100 км

   Глубина преодолеваемого брода 1,4 м.

   Запас хода 730 км.


Военное применение автопоездов ЗИЛ-137-137Б.

С момента начала разработки автопоезда ЗИЛ-137-137Б его главным назначением являлась работа в качестве транспортной машины для хранения и доставки на боевую позицию ракет ЗРК 2К11 "Круг", получившей впоследствии индекс 9Т226. В этом качестве уже в 1963 году прошёл испытания первый опытный образец автопоезда с полуприцепом ЗИЛ-137Б. В последующие годы на его основе были созданы новые транспортные машины 9Т227 и 9Т222 ракетных комплексов 2К12 "Куб" и 9К79 "Точка" соответственно, а также подвижный хлебопекарный блок АХБ-2,5.


ЗИЛ-137-137Б
Автопоезд ЗИЛ-137-137Б с гидроприводом колес полуприцепа и имитацией ракетного оружия. 1970 год.

9Т226 – транспортная машина самоходного гусеничного ЗРК 2К11 "Круг" средней дальности войск ПВО. С 1963 года устанавливалась и испытывалась на шасси активного автопоезда ЗИЛ-137 с полуприцепом ЗИЛ-137Б, в ноябре 1964 года принята на вооружение. Использовалась также как транспортная машина модернизированных систем "Круг-М" и "Круг-М1", принятых на вооружение в 1971 и 1974 годах соответственно.

9Т227 – транспортная машина самоходного ЗРК 2К12 "Куб" средней дальности системы ПВО на специальном гусеничном шасси ММЗ. В 1964 году была смонтирована на полуприцепе ЗИЛ-137Б, испытана и в январе 1967 года поступила на вооружение, заменив модель 9Т22 с тягачом ЗИЛ-157КВ. Служила для одновременной доставки шести ракет на ложементах или в контейнерах, закрывавшихся сверху маскировочными и теплозащитными тентами-чехлами.

9Т222 – транспортная машина ТРК 9К79 "Точка" на активном полуприцепе ЗИЛ-137А для доставки двух полностью снаряженных ракет в специальных герметизированных теплоизолированных металлических контейнерах 9Я234 или четырех головных частей (боеголовок) в контейнерах 9Я236 с теплозащитными чехлами. Опытный образец был собран и испытан в 1971 году, в вооруженные силы поступал с 1976 года.

АХБ-2,5 – автомобильный хлебопекарный блок с суточной производительностью 2,5 т. хлеба, смонтированный в кузове-фургоне К-137Б2 на активном полуприцепе ЗИЛ-137Б. Разработан Центральным продовольственным управлением (ЦПУ) Министерства обороны СССР и служил для выпекания хлеба и хлебобулочных изделий в процессе движения автопоезда или на стоянке в полевых условиях. На вооружение принят в 1970 году и с 1975 года выпускался брянским военным заводом № 111. В кузове размещалось хлебопекарное оборудование (печь, тестоприготовительный агрегат, дозатор и просеиватель муки, шкафы, воздуходувка с пневматическим продуктопроводом и др.), а также ёмкости для топлива и воды с электронасосами. В разных условиях работы все они получали энергию от автономной бензоэлектрической установки АБ-8-Т/230М или электростанции ЭСД-20-ВС/230, а также от внешней электросети напряжением 220 или 380 В. Длина автопоезда составляла 14 820 мм, снаряженная масса – 19 150 кг, полная – 19 450 кг.

На автопоездах ЗИЛ-137-137Б перевозили части серийных понтонно-мостовых переправ и морские минные тралы. На них предполагалось устанавливать также оборудование модернизированного специального понтонного парка ППС-2 тяжелого класса. Его проект под шифром 140М был разработан в 1968 – 1969 годах как развитие прежнего парка ППС, но так и не был реализован.

На конверсионном ЗИЛ-137-137Б Черниговским заводом специального автотранспорта (ЧЗСА) был построен опытный пожарный лесопатрульный автомобиль АЦЛ-20(137)-ПК-1.


ЗИЛ-137-137Б
Хлебопекарный блок АХБ-2,5 на полуприцепе ЗИЛ-137Б активного автопоезда ЗИЛ-137-137Б

Компоновка агрегатов гидропривода осей полуприцепа.


ЗИЛ-137-137Б

От коробки отбора мощности 2, прикрепленной к раздаточной коробке 10, с помощью карданной передачи 9 приводится в действие нерегулируемый поршневой аксиальный гидроагрегат 3, работающий в режиме насоса. На полуприцепе установлен точно такой же гидроагрегат 5, выполняющий функции гидродвигателя. Гидроагрегаты соединены гибкими шлангами 4. Гидроагрегат через дополнительный редуктор 6 и Карданный вал 7 приводит в движение два ведущих моста (тележку) 8 полуприцепа. Ведущая тележка полуприцепа полностью унифицирована с тележкой базового тягача. Масляный бак 1 гидросистемы установлен на тягаче за его кабиной. Гидрообъемный привод полуприцепа оборудован механизмами автоматизированного управления. Привод на полуприцеп включается автоматически каждый раз, когда в раздаточной коробке устанавливается низшая передача, а в коробке передач включена первая или вторая передача. При переключении со второй передачи на третью в коробке передач или с низшей на высшую передачу в раздаточной коробке передача мощности на тележку полуприцепа прекращается. Привод на активную тележку полуприцепа отключается, когда угол складывания между звеньями автопоезда становится более 30°.

                Рейтинг@Mail.ru