БАЗ-6944 семейство "Основа"


БАЗ-6944
Прототип 12-тонного плавающего шасси БАЗ-6944 с несущим стальным корпусом, 1979 год

БАЗ-6944
Серийное корпусное шасси БАЗ-6944 для ракетного комплекса "Ока"

Специальное плавающее колёсное шасси БАЗ-6944 предназначено для монтажа ПУ и ТЗМ ОТРК 9К714 "Ока".


По заданию Министерства обороны в марте 1971 года СКБ БАЗ под руководством главного конструктора И. Л. Юрина приступило к созданию принципиально новых видов унифицированных четырехосных дизельных автомобилей и шасси. Все они проектировались в рамках заводской опытно-конструкторской разработки "Основа" и составили одноименное военное семейство, часть которого в военных документах носила кодовое обозначение "Вощина". Входившие в их состав машины до середины 1990-х годов выпускались в нескольких сухопутных и плавающих исполнениях различного назначения, обладавших существенно повышенными тактико-техническими показателями по мощности (400 – 420 л.с.), грузоподъемности (12 – 17 т.), габаритам, проходимости, быстроходности, экономичности и общей эффективности. Впервые на них были упразднены последующие важнейшие конструктивные принципы Грачева. Все автомобили получили сближенные передние и задние пары ведущих односкатных колес, в том числе четыре передних управляемых, а также независимую рычажно-торсионную подвеску всех колес, но легендарная бортовая схема трансмиссии сохранялась на них до выпуска последней машины этого семейства.


Прототипы оригинального плавающего четырехосного автомобиля-шасси БАЗ-6944 были разработаны ведущим конструктором В. Т. Авершиным и собраны в 1979 году. На следующий год машину приняли на вооружение и приступили к ее мелкосерийному изготовлению. Главной особенностью амфибии являлся несущий герметизированный цельнометаллический корпус с открытыми надколесными нишами, обладавший высокой технологичностью и собиравшийся на специальном производстве БАЗа. В нем имелись три отсека – переднее отделение управления (кабина) для экипажа из четырех человек с входным люком в крыше и тремя лобовыми окнами, задний грузовой (монтажный) отсек с открытым верхом и средний моторный с вынесенными на крышу воздухозаборными кожухами. Для этого шасси совместно с НАМИ была создана специальная трансмиссия – диапазонная гидропередача (ДГП), состоявшая из одноступенчатого гидротрансформатора и механической 5-ступенчатой коробки передач от трехосного шасси БАЗ-5921. С целью повышения экономичности на первых образцах она снабжалась механизмом блокировки гидротрансформатора для перевода его в режим гидромуфты, что приводило к поломкам ведущего вала. Справиться с этой проблемой не удалось, и в результате на серийных шасси блокиратор просто не устанавливали, а на последующих автомобилях семейства "Основа" ДГП вообще не применялась. В трансмиссию входили также однодисковое сцепление с автоматическим управлением, двухступенчатая раздаточная коробка с одним межбортовым и межтележечным дифференциалом, коробки отбора мощности на электрогенератор и гидронасос, усиленные бортовые передачи и новые колесные редукторы. Для привода двух водометных движителей в трансмиссию были введены еще два дополнительных редуктора. Управление на плаву осуществлялось заслонками водометов и отклонением четырех передних колес. Подвеска каждого колеса оснащалась гидроамортизаторами двойного действия и обеспечивала максимальный ход в пределах 220 мм. В отсеке управления и в грузовой части стояли три водооткачивающих насоса производительностью по 120 л/мин.


В начальной стадии разработки и изготовления базовые шасси БАЗ-6944 успешно прошли полный цикл заводских и государственных испытаний, в том числе в составе нового оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) "Ока". Военная служба уникальной амфибии БАЗ-6944 и системы "Ока" оказалась слишком короткой: в конце 1980-х годов по Договору о ликвидации РСМД обе были уничтожены.


   Технические характеристики:

Колёсная формула 8х8

Формула рулевого управления 12-00

Осевая формула 2-2

Тип шасси корпусное, плавающее

Ширина преодолеваемого рва 1,5 м.

Угол преодолеваемого подъёма 30º

Угол преодолеваемого косогора 20º

Грузоподъёмность 12000 кг.

Снаряженная масса 17000 кг.

Полная масса 29400 кг.

Длина 11700 мм.

Ширина 3130 мм.

Высота 2710 мм.

База 1500+3500+1500 мм.

Колея 2513 мм.

Дорожный просвет 480 мм.

Минимальный радиус поворота:

   на суше 11,3 м.

   на воде 14,5 м.

Максимальная скорость:

   по шоссе без груза 70 км/ч

   с полной нагрузкой 65 км/ч

   на плаву 8,0 км/ч

Максимальный запас хода 1160 км.

Расход топлива:

   контрольный 50 л/100 км

   эксплуатационный 85-190 л/100 км

   Двигатель УТД-25: дизельный, 4-тактный , V-образный, безнаддувный, с непосредственным впрыском топлива, закрытой циркуляционной системой смазки с сухим картером, двухступенчатым инерционным воздушным фильтром, принудительной системой жидкостного охлаждения с одним радиатором, предпусковым подогревателем ПЖД-600 и системой запуска от электростартера или от баллонов со сжатым воздухом

Рабочий объём 21,2 л.

Максимальная мощность 400 л.с.

Размер шин 1300х530-533

Топливные баки 2 шт. по 300 л.


БАЗ-6944

Ракетный комплекс "Ока"


БАЗ-6944
Пусковая установка 9П71 оперативно-тактического комплекса 9К714 "Ока"

БАЗ-6944
Транспортно-заряжающая машина 9Т230 комплекса "Ока" на шасси БАЗ-6944

Уникальный автономный ОТРК 9К714 "Ока" повышенной точности разрабатывался в коломенском СКБ-221 для замены комплекса 9К72 на шасси МАЗ-543. Благодаря своему плавающему шасси он обладал способностью передвигаться не только по пересеченной местности, но и форсировать достаточно широкие водные преграды, имел высокоэффективное особо точное вооружение и был практически недосягаем для ПВО противника. Комплекс снабжался несколькими типами твердотопливных ракет серии 9М714 длиной 7,3-7,5 м. и стартовой массой 4,4-4,6 т. с углепластиковыми корпусами, обычной фугасной боеголовкой или ядерной мощностью до 50 Кт. При дальности стрельбы с разными головными частями в пределах 300-400 км. они обеспечивали сверхвысокую для того времени точность поражения – 350 м., причем головка самонаведения имела отклонение от цели в пределах всего лишь 30 м. Скорость полета ракет многократно превышала звуковую. Их первые пуски состоялись в 1976 году, через три года появилась не менее оригинальная СПУ 9П71 на автомобиле БАЗ-6944, и в 1983 году комплекс "Ока" приняли на вооружение.


Шасси 6944 для СПУ 9П71 дополнительно снабжалось четырьмя гидравлическими домкратами и более высоким полностью закрытым грузовым (ракетным) отсеком с пологими боковыми и задним скосами. На его крыше размещались узкие продольные створки, которые при помощи гидроцилиндров приподнимались и сдвигались в разные стороны, освобождая место для подъема направляющей с ракетой в стартовое положение. Для питания бортовой электрической аппаратуры и гидросистем в трансмиссии шасси была предусмотрена установка коробок отбора мощности на дополнительный электрогенератор и гидронасос. Кроме того, в целях обеспечения полной автономности, над третьим мостом помещался вспомогательный дизельный агрегат, приводивший гидронасос. В аварийной ситуации для открывания створок и подъема ракетной направляющей применялся ручной насос. Боевой расчет состоял из трех человек и размещался в передней кабине управления. Использование такого оригинального спецшасси позволило довольно просто разрешить важные проблемы, связанные с обеспечением маскировки ракетной системы, скрытностью ее перемещений и дезориентированием потенциального противника. Все предстартовое и пусковое оборудование, заправленная ракета, средства связи, система прицеливания и испытательное оборудование были скрыты от посторонних глаз внутри закрытого корпуса-фургона, и все подготовительные операции производились в режиме абсолютной секретности. Время перевода СПУ из транспортного положения в боевую готовность не превышало пяти минут, а ракета поднималась в вертикальное положение за 20 сек. до пуска. Длина и ширина установки 9П71 не отличались от параметров шасси 6944, и только высота была на 290 мм. больше. В результате ее общий силуэт и внешность практически не отличались от базового шасси, поэтому с первого взгляда было невозможно отличить пустой автомобиль от мощной боевой системы. Для ТЗМ 9Т230 применялся такой же корпус, но без створок, у которого открытый грузовой отсек с двумя готовыми к пуску ракетами закрывался брезентовым верхом. Их перегрузка осуществлялась с помощью складного 5-тонного гидрокрана, расположенного в передней части отсека и получавшего масло под давлением от гидронасоса шасси. При этом длина ТЗМ полной массой около 30 т. по сравнению с шасси увеличилась всего на 100 мм, а высота – на те же 290 мм., что также делало ее малоприметной. Опытные образцы обеих машин собрали на заводе "Баррикады", а в дальнейшем их комплектацией занимался Петропавловский завод в Казахстане. До 1987 года он собрал 108 мобильных СПУ и 88 ТЗМ. Они поступали в основном в Советскую Армию и в ряд стран Варшавского договора.


По своим революционным техническим решениям ОТРК "Ока" не имел аналогов в мире, а в военных кругах считался жизненно важным для поддержания обороноспособности СССР, являлся негласной национальной гордостью и олицетворением превосходства над Западом. Но вскоре после его создания в стране разразилась перестройка. 7 декабря 1987 года первый и последний советский президент М.С. Горбачев в условиях показного дружелюбия и открытости подписал со своим заокеанским коллегой Рональдом Рейганом Договор о ликвидации РСМД, в целом сокращавший для Советского Союза угрозу американских средств передового базирования. В его первоначальный вариант комплекс "Ока" не входил, так как не соответствовал критериям Договора и не должен был попасть под сокращение, но в последний момент комплекс "Ока" по настойчивой инициативе США внесли в текст соглашения. Нашему бывшему президенту оставалось подписать Договор, не согласованный со своими советниками и специалистами. В 1988-1989 годах в нашей стране были уничтожены 102 пусковые установки и более 200 ракет системы "Ока", а с ними – практически все шасси БАЗ-6944. В бывших соцстранах они оставались на вооружении до 2003 года.


БАЗ-6944
Транспортно-заряжающая машина 9Т230 комплекса "Ока" на шасси БАЗ-6944

                Рейтинг@Mail.ru