БАЗ-5937


БАЗ-5937
Шасси БАЗ-5937 для монтажа пусковых установок 9А33 комплексов "Оса"

БАЗ-5937
Пусковая установка 9А33Б "Оса" с четырьмя ракетами на шасси БАЗ-5937 первого выпуска

БАЗ-5937
ЗРК "Оса-АК" на шасси БАЗ-5937 (9К33М2)

БАЗ-5937
Пусковая установка 9А33БМ3 "Оса-АКМ" с шестью ракетами на шасси БАЗ-5937

БАЗ-5937
Форсирование пусковой установкой "Оса" водной преграды

БАЗ-5937
Мишенный комплекс для запуска учебных ракет-имитаторов "Саман-М"

БАЗ-5937 — специальное плавающее колёсное шасси предназначенное для монтажа пусковой установки 9А33 зенитно-ракетного комплекса 9К33 "Оса" и её модификаций.

Первые опытные БАЗ-5937 были построены в 1969-1970 годах, серийное производство началось в 1972 году.

Первые партии шасси оборудовали чуть укороченными корпусами с как бы обрезанной передней частью и плоской лобовой панелью, при этом световые приборы размещались в ограждениях по бокам отсека управления без боковых окон. В процессе серийного производства практически единственной внешней модификацией машин являлась удлиненная передняя остроносая часть корпуса со встроенными в нее светомаскировочными фарами и дополнительные угловые треугольные окна кабины, повышавшие обзорность с места водителя и безопасность перемещения в колоннах.

Шасси выполненно по бортовой схеме с разным расстоянием между первой и второй парами односкатных колес (2800+2600 мм.). Машины снабжались двигателем танкового типа заднего расположения с непосредственным впрыском, который выпускал Барнаульский завод транспортного машиностроения "Барнаултрансмаш". Он являлся модификацией мотора УТД-20 для первых гусеничных боевых машин пехоты (БМП) и снабжался жидкостным охлаждением, предпусковым подогревателем, установленным над мотором радиатором и дублированной системой запуска – от обычного электростартера и пневматической от газового баллона высокого давления (135 – 150 кгс/см²). Коробка передач была механической 5-ступенчатой и работала с двухступенчатой раздаточной коробкой, оборудованной встроенным симметричным межбортовым блокируемым дифференциалом. От неё крутящий момент передавался 16 карданными валами на одноступенчатые бортовые и колесные редукторы каждого борта. В трансмиссию входили также сухое двухдисковое сцепление и коробка отбора мощности на электрогенератор, компрессор и гидронасос. Индивидуальная независимая рычажно-торсионная подвеска каждого колеса обеспечивала достаточную проходимость, плавность хода и увеличение скорости движения на местности.

Передвижение на плаву обеспечивалось двумя одноступенчатыми водометными движителями пропеллерного типа и за счет вращения всех колес, а управление машиной – отклонением заслонок водометов, встроенных в боковые водоводные каналы.

Шасси оснащали автономной системой электропитания, двумя водоотливными насосами с электроприводом, фильтровентиляционной установкой, отопительно-вентиляционной ОВ-65Г, танковым переговорным устройством Р-124, ультракоротковолновой радиостанцией Р-123 и передними откидными волноотражающими щитами. В их комплект входили также автоматическая система пожаротушения «Роса», средства радиационной разведки и спецобработки, навигации и топопривязки, приборы ночного видения и наблюдения при движении на плаву.


Шасси БАЗ-5937 являлись мобильной базой самоходного ЗРК 9К33 "Оса" малой дальности и двух систем обеспечения его боевых действий и обслуживания. Комплекс позволял поражать низколетящие цели, передвигавшиеся со скоростями до 500 м/с, на высотах от 25 м. до 5 км. и дальностях до 10 км. В его состав входили боевые машины серии 9А33 – самоходные пусковые установки (СПУ) с системами для запуска четырех или шести управляемых ракет 9М33 и средствами разведки и наведения, транспортно-заряжающая машина 9Т217 на шасси БАЗ-5939 для перевозки боеприпасов, перезарядки и аварийной дозаправки боевой техники, а так же полевые средства технической помощи и обслуживания на шасси БАЗ-5938. Отличия шасси состояли в конфигурации и вместимости корпусов, в весовых и габаритных параметрах, внутренней планировке, наборах дополнительного оснащения и комплектации. Все они обеспечивали передвижение ракетного комплекса в дневное время по шоссе с максимальной скоростью 60 км/ч и по грунтовым дорогам – 30 км/ч, ночью – от 10 до 25 км/ч, на плаву – 8 км/ч. Общей сборкой ЗРК "Оса" занимался Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ).


В 1969 – 1970 годах опытные образцы БАЗ-5937 стали базой первой СПУ 9А33 "Оса" и ее первой модификации 9А33А. После их испытаний 4 октября 1971 года ЗРК 9К33 «Оса» был принят на вооружение. В него входила вновь модернизированная система 9А33Б. В отличие от первых образцов с раздельными пусковым устройством и антенным постом на ней был смонтирован единый антенно-пусковой комплекс с двумя парами открыто расположенных ракет 9М33 со стартовой массой 128 кг. и длиной 3158 мм., которые могли поражать цели на высотах от 200 м. до 5 км. и на дальности до 9 км. Вторым активным элементом являлась радиолокационная станция сантиметрового диапазона со стабилизированной в горизонтальной плоскости антенной поиска и сопровождения целей с круговым обзором, вращавшейся со скоростью 33 оборота в минуту. Во время движения она позволяла производить обнаружение воздушных целей на высотах от 50 м. до 5 км. и на дальности до 27 км. В комплект боевой машины входила также аппаратура разведки, наведения и связи. Боевая масса СПУ составляла 18 680 кг.

Зимой 1973 года с целью увеличения зоны поражения начались испытания модернизированного ЗРК 9К33М "Оса-А" с пусковой установкой 9А33БМ с прежним антенно-пусковым устройством и четырьмя ракетами, и параллельно с ним на испытания поступил опытный комплекс "Оса-К" с шестью ракетами, размещенными в двух боковых транспортно-пусковых контейнерах. По результатам испытаний в октябре того же 1973 года было принято решение о переоборудовании ЗРК "Оса-А" шестью ракетными пусковыми устройствами от комплекса "Оса-К". Так появился новый ЗРК 9К33М2 "Оса-АК", оснащенный боевыми машинами 9А33БМ2 с контейнерами на шесть ракет 9М33М2 и дальностью стрельбы до 10 км, новым оборудованием наведения, улучшенной помехозащищенностью и уменьшенной массой аппаратуры. Их испытания проводились с сентября 1974-го до февраля 1975 года, после чего комплекс "Оса-АК" приняли на вооружение. В связи с тем, что он не мог эффективно вести борьбу с боевыми вертолетами, в 1975 году началась работа по его очередной модернизации. В 1977 году обновленный ЗРК, способный поражать цели на высоте до 25 м., прошел первые испытания, а его доработанный вариант в сентябре – декабре 1979-го успешно преодолел цикл государственных испытаний. В 1980 году он был принят на вооружение как ЗРК 9К33М3 "Оса-АКМ" с СПУ 9А33БМ3 и шестью ракетами 9М33М3, приспособленными для стрельбы по низколетящим целям.

Специальные колесные шасси БАЗ-5937 в составе ЗРК "Оса" поступали на вооружение зенитно-ракетных полков мотострелковых дивизий Советской Армии. Также комплексы как под наименованием "Оса", так под экспортным обозначением "Ромб" поставлялись за рубеж в страны Варшавского договора и в такие страны, как Ангола, Алжир, Индия, Ирак, Иордания, Гвинеи-Бисау, Ливия, Польша, Сирия, Югославия, Вьетнам и др. Некоторое количество ЗРК из Анголы было передано ЮАР, а после объединения Германии в 1992 году комплексы «Оса» бывшей армии ГДР были переданы Греции. В общей сложности комплекс состоял на вооружении 25 стран и до сих пор эксплуатируется около 400 боевых машин этого типа./p>

Серийный выпуск комплекса "Оса" был остановлен в 1990 году, когда приток военных заказов иссяк. В конце 1990-х и в начале 2000-х годов на БАЗе был произведен восстановительный и капитальный ремонт нескольких десятков шасси двух первых типов для Российской Армии и зарубежных заказчиков. В настоящее время ОАО Ижевский электромеханический завод "Купол" на базе своей последней серийной модели 9К33М3 "Оса-АКМ" предлагает модернизированный ЗРК 9К33М3-1 с ракетами 9М33М3, в состав которого входят обновленная пусковая установка 9А33БМ3-1 на доработанном шасси БАЗ-5937, а также прежние ТЗМ 9Т217БМ2 и машина техобслуживания 9В210М3.


   Технические характеристики:

Колёсная формула 6х6

Формула рулевого управления 1-0-3

Осевая формула 1-1-1

Тип шасси корпусное, плавающее

Число мест 5

Ширина преодолеваемого рва 2,0 м.

Угол преодолеваемого подъёма 30º

Угол преодолеваемого косогора 20º

Допустимый угол крена на плаву 15º

Грузоподъёмность 7500 кг.

Снаряженная масса 10700 кг.

Полная масса 18700 кг.

Длина 9165 мм.

Ширина 2782 мм.

Высота по корпусу 1948 мм.

Дорожный просвет 430 мм.

Колея 2275 мм.

Радиус поворота 12 м.

Запас хода 738 км.

   Двигатель 5Д20Б-300: дизельный, 4-тактный, V-образный, с непосредственным впрыском, жидкостного охлаждения

Число цилиндров 6

Рабочий объём 15,9 л.

Максимальная мощность 300 л.с.

Электрооборудование однопроводное 24 В

Рулевой механизм червячного типа с двумя поршневыми гидроусилителями двойного действия (для передних и задних колёс)

Тормоза барабанные, герметизированные с пневмогидравлическим приводом с двумя ресиверами

Шины ИД-Б284: 1200х500-508

Колёса с системой регулирования внутреннего давления от 1,0 до 4,0 кгс/см²

Топливный бак 320 л.


                Рейтинг@Mail.ru