Москвич-444


Москвич-444

Первый вариант Москвич-444


Москвич-444

Макет Москвич-444


Москвич-444

Москвич-444

Москвич-444, 1958 год



      Интерес к микролитражным автомобилям в середине 50-х годов рос лавинообразно. В разных странах
  на свет появлялись многочисленные образцы. Работа над такими конструкциями была развёрнута и в
  СССР. Толчком послужило то обстоятельство, что с 1956 года МЗМА прекратил производство
  малогабаритного Москвича-401-420, и перешёл на более комфортабельный и дорогой Москвич-402.
  А спрос на компактную и простую машину не исчез.

  В те годы было принято решение реконструировать комбайновый завод "Коммунар" в городе
  Запорожье и завод лёгких дизелей в Мелитополе, с тем, чтобы с 1960 года развернуть производство
  микролитражных автомобилей. Проектирование, постройку и доводку прототипов новой машины
  поручили провести коллективу МЗМА.

  Проектирование компактного автомобиля на МЗМА началось осенью 1956 года, ведущим
  конструктором стал С.Н. Лбов. Первый опытный образец машины, скопированный с итальянского
  FIAT-600, собрали в октябре 1957 года. Но на этом образце были существенные отличия. Учитывая
  дорожные условия нашей страны, конструкторы увеличили размер шин с 12 до 13 дюймов. В результате
  передние колесные ниши очень потеснили багажник с боков, а задние сблизились настолько, что почти
  уперлись в головки цилиндров оппозитного мотора. Этот шаг повлек за собой существенные изменения в
  кинематике подвески, размерах колесных шин и заметно изменил внешний вид автомобиля по сравнению
  с прототипом. Помимо перечисленного, автомобиль отличался от своего прототипа формой задней части
  кузова, иным оформлением передка, усиленной коробкой передач. Спереди была установлена треугольная
  эмблема, на двери присутствовала выпуклая стреловидная подштамповка, а на заднем крыле
  присутствовала декоративная "гребенка", как у Москвичей тех лет. Машина имела взаимозаменяемые
  лобовое и заднее стекла - ценная особенность для массовой модели, каковой должен был стать
  Москвич-444.

  В 1958 году были построены новые образцы с измененными элементами оформления: переднее крыло с
  более высокой верхней частью, иная форма облицовки. Один из них, окрашенный в цвет слоновой кости, с
  крышей морковного цвета, экспонировался зимой 1958 на ВДНХ СССР. У этой машины, на эмблеме
  которой вместо "444" стояло "650" (возможно, это был шильдик, указывающий рабочий объем двигателя
  МД-65, который первым пытались установить на машину), еще сохранились от первого образца передняя
  подвеска на поперечной рессоре и сдвигающиеся (неподъемные) стекла в дверях.

  Еще несколько машин были построены в 1959 году. В отличие от предшественников они имели
  опускные, а не сдвигающиеся, стекла дверей. Были убраны стреловидная подштамповка на двери и
  "гребенка". Задние фонари снабдили катафотами не в средней, а в нижней части. Подфарники установили
  в отдельных корпусах на крыльях. Тогда же конструкторское бюро МЗМА с помощью, прибывшей в
  конце 1958 года бригады инженеров ЗАЗ, приступило к выпуску чертежей для подготовки производства.
  В апреле 1959 года вся техническая документация на машину была передана в Запорожье на завод
  "Коммунар" - машина приняла облик хорошо известного всем "Запорожца" - ЗАЗ-965.

   На Москвиче-444 стоял не четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения, как было сделано на
  FIAT, а двигатель МД-65 Ирбитского мотоциклетного завода, имевший воздушное охлаждение. Хотя он
  был заметно слабее, но весил гораздо меньше фиатовского мотора с водяным охлаждением и чугунным
  блоком. Слишком глубокий масляный поддон заметно выделялся снизу, уменьшая дорожный просвет.
  Поэтому ступицы задних колес снабдили редукторами. Но двигатель МД-65 оказался, как выявили
  испытания, непригодным для автомобиля. Ввиду малой мощности двигателя, у машины была плохая
  динамика: вялый разгон и недобор максимальной скорости (80 км/ч вместо проектных 95 км/ч). Мотор
  был очень шумным и плохо охлаждался. Но главный недостаток заключался в том, что двигатель был
  недолговечным: срок его службы до капитального ремонта едва мог составлять 30 тыс. км.

    По этим причинам сначала на МЗМА в 1957 году, а потом в НАМИ началось проектирование нового,
  специального двигателя. Созданные на МЗМА две конструкции двухцилиндрового оппозитного двигателя
  типа Sitroёn-2CV с воздушным охлаждением и рабочим объемом 748 куб.см. во второй половине 1958
  года только еще проходили стендовые испытания. В качестве временной меры на усовершенствованный
  вариант, получивший обозначение "444-БКР" (то есть, без колесного редуктора), поставили двигатель
  BMW-600 - тоже от микролитражного автомобиля. Этот мотор имел значительно более мелкий картер,
  подобно проектировавшимся моторам МЗМА и НАМИ. Отказ от редукторов позволил уменьшить
  неподрессоренные массы на 6 кг. Одновременно автомобиль получил переднюю подвеску на продольных
  балансирных рычагах и пластинчатых торсионах и боковые воздухозаборники в виде вытянутой решетки.

    В июне 1959 года в НАМИ были готовы два первых четырехцилиндровых двигателя ЗАЗ-965. Один
  (965Г) имел горизонтальное оппозитное расположение цилиндров и рабочий объём 752 куб.см. На моторе
  965Г кулачковый вал лежал под коленчатым, центробежный вентилятор нагнетал воздух для охлаждения
  цилиндров, масло очищалось фильтром со сменными элементами, коленчатый вал был откован из стали.
  Другой (965В) - V-образный с рабочим объёмом 746 куб.см., был компактнее. У него значительно
  упрощался доступ к клапанному механизму для регулировки зазора - не мешали кожухи задних колес.
  Охлаждающий воздух отсасывался осевым вентилятором. Распределительный вал благодаря V-образному
  расположению цилиндров установили в развале блоков, длина толкающих штанг для привода клапанов
  стала меньше. Для очистки масла в двигателе 965В служила центрифуга, а коленчатый вал сделали литым.
  Поскольку момент сил инерции был не уравновешен, в конструкции ввели вал с противовесами. Он
  вращался с тем же числом оборотов, что и коленчатый, но в противоположном направлении. По
  мощностным показателям оба двигателя были равноценны, и первоначально было решено использовать
  мотор 965Г, который был практически готов к производству, однако разработчики машины решительно
  возражали против этого – мотор 965Г в первую очередь был рассчитан на охлаждение набегающим
  встречным потоком воздуха, то есть должен был располагаться впереди. Тем не менее, была разработана
  компоновка машины с размещением такого мотора сзади, однако разработчики смогли отстоять свое
  мнение и на серийные машины устанавливался V-образный двигатель мощностью 23 л.с.


     Технические характеристики Москвич-444 1958 года:

  Число мест 4

  Длина 3295 мм.

  Ширина 1380 мм.

  Высота 1420 мм.

  База 2024 мм.

  Снаряженная масса 656 кг.

  Максимальная скорость 80 км/ч

  Двигатель МД-65 воздушного охлаждения

  Число цилиндров 2

  Рабочий объем 649 см³

  Максимальная мощность 17,5 л. с.

  Размер шин 13"

                Рейтинг@Mail.ru