Кутаисский Автомобильный Завод (КАЗ)

ქუთაისის საავტომობილო ქარხანა

Kutaisi Auto Mechanical Plant (KAMP)


     Кутаисский автомобильный завод имени Серго Орджоникидзе начали строить в 1945 году. В начале своего пути КАЗ был не автомобильным, а автосборочным предприятием. КАЗ - самое крупное из предприятий Грузии, из вступивших в строй в пятой пятилетке.

     В 1950 году завод освоил производство двигателей и коробок скоростей. 18 августа 1951 года с конвейера сошел первый в Грузии автомобиль - КАЗ-150. Из комплектующих, поступавших с ЗИСа, был налажен выпуск бортовых автомобилей, а позже специализацию первого грузинского автозавода изменили, перепрофилировав КАЗ на выпуск самосвалов и седельных тягачей, которых в Москве выпускали намного меньше.

     Собственное КБ начало действовать в середине 1950-х годов. В 1952 году специалисты разрабатывают 3,5-тонный самосвал КАЗ-585Б и седельный тягач КАЗ -120Т для буксировки одноосных самосвальных полуприцепов - хлопковозов КАЗ-716, предназначенных для транспортировки незатаренного хлопка. Оба автомобиля с незначительными отличиями повторяли ЗИС-овские прототипы.

     В 1956 году завод начал выпускать самосвал с трехсторонней разгрузкой КАЗ-600 уже собственной конструкции. Параллельно с самосвалом был освоен и выпуск цементовоза КАЗ-601.

     КАЗ-606 "Колхида" пошёл в серию со второй половины 1961 года и стал первым в СССР серийным седельным тягачом с кабиной над двигателем. Разработка автомобиля с кабиной над двигателем - большое достижение конструкторов Кутаисского автозавода.

     С 1962 года с конвейера завода стала сходить обновленная модель седельного тягача КАЗ-606А. Производство автопоездов велось поточным методом, сборка автомобилей и их основных узлов выполнялась на конвейерах. Также выпускались автомобильные двигатели, запасные части к автомобилям, а также предметы культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода: садовые тележки, шпингалеты, задвижки и др.

     В 1963 году были изготовлены опытные образцы модернизированного седельного тягача КАЗ-608. В 1973 году кутаисские автомобили получили новую просторную кабину и цифровой индекс КАЗ-608В.

     С января 1984, после прохождения межведомственных испытаний, КАЗ-4540 пошёл в производство.

     После распада СССР выпуск машин сильно сократился. В 1990-х годах на КАЗе пытались, используя КАЗ-4540 как базовый автомобиль создать семейство грузовиков (бортовые, цистерны, самосвалы, фургоны и мусоровозы), в том числе 4х4 и 4х2 с кабиной от КАЗ, а также разработали "грузинский Мультикар" - небольшой транспортёр КАЗ-НАМИ-0342, рассчитанный на небольшие фермерские хозяйства, однако отсутствие инвесторов так и оставило этот автомобиль мечтой. В 1991 году Кутаисский автомобильный завод практически прекратил свою деятельность.

     14 января 2002 года на кутаисском автозаводе, до этого простаивающим, состоялась презентация проекта по SKD-сборке (так называемая "отверточная") индийских внедорожников компании Mahindra & Mahindra мощностью 1000-1200 автомобилей в год. Планировалось, что джип будет поставляться не только на грузинский рынок, но и в некоторые страны Закавказья - Армению и Азербайджан. Сообщалось, что договор на общую сумму в $26 млн. был подписан в конце 2001 года. Дальнейшая судьба проекта малоизвестна.

     В конце 2009 года было объявлено о начале совместного предприятия с немецкой компанией MAN по сборке грузовых автомобилей, но на данный момент не выпущено ни одного автомобиля.


                Рейтинг@Mail.ru