Кутаисский Автомобильный Завод (КАЗ)

ქუთაისის საავტომობილო ქარხანა

Kutaisi Auto Mechanical Plant (KAMP)


     Кутаисский автомобильный завод имени Серго Орджоникидзе начали строить в
   1945 году. В начале своего пути КАЗ был не автомобильным, а автосборочным
   предприятием. КАЗ - самое крупное из предприятий Грузии, из вступивших в
   строй в пятой пятилетке.

     В 1950 году завод освоил производство двигателей и коробки скоростей.
   18 августа 1951 года с конвейера сошел первый в Грузии автомобиль - КАЗ-150. Из комплектующих,
   поступавших с ЗИСа, был налажен выпуск бортовиков, а позже специализацию первого грузинского
   автозавода изменили, перепрофилировав КАЗ на выпуск самосвалов и седельных тягачей, которых в
   Москве выпускали намного меньше.

     Собственное КБ начало действовать в середине 1950-х гг. Специалисты разрабатывают в 1952 году
  3,5-тонный самосвал КАЗ-585Б и седельный тягач КАЗ -120Т для буксировки одноосных самосвальных
  полуприцепов - хлопковозов КАЗ-716, предназначенных для транспортировки незатаренного хлопка. Оба
  автомобиля с незначительными отличиями повторяли ЗИС-овские прототипы.

     В 1956 году завод начал выпускать трехсторонний самосвал КАЗ-600 уже собственной конструкции.
  Параллельно с самосвалом был освоен и выпуск цементовоза КАЗ-601.

     КАЗ-606 «Колхида» пошел в серию со второй половины 1961 года и стал первым в СССР серийным
  седельным тягачом с кабиной над двигателем. Разработка автомобиля с кабиной над двигателем -
  большое достижение конструкторов Кутаисского автозавода.

     С 1962 года с конвейера завода стала сходить обновленная модель седельного тягача КАЗ-606А.
  Производство автопоездов велось поточным методом, сборка автомобилей и их основных узлов
  выполнялась на конвейерах. Также выпускаются автомобильные двигатели, запасные части к
  автомобилям, а также предметы культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода: садовые
  тележки, шпингалеты, задвижки и др.

     В 1963 году были изготовлены опытные образцы модернизированного седельного тягача КАЗ-608.
  В 1973 году кутаисские автомобили получили новую просторную кабину и цифровой индекс КАЗ-608В.

     С января 1984, после прохождения межведомственных испытаний, КАЗ-4540 пошёл в производство.

     После распада СССР выпуск машин сильно сократился. В 1990-х гг. на КАЗе пытались, используя
  КАЗ-4540 как базовый автомобиль создать семейство грузовиков (бортовики, цистерны, самосвалы,
  фургоны, мусоровозы), в том числе 4х4 и 4х2 с кабиной от КАЗ, а также разработали "грузинский
  Мультикар" - небольшой транспортер, рассчитанный на небольшие фермерские хозяйства, однако
  отсутствие инвесторов так и оставило этот автомобиль мечтой. В 1991 году Кутаисский автомобильный
  завод практически прекратил свою деятельность.

     14 января 2002 года на кутаисском автозаводе, до этого простаивающем, состоялась презентация
  проекта по SKD-сборке (т.н. "отверточная") индийских внедорожников компании Mahindra & Mahindra
  мощностью 1000-1200 автомобилей в год. Планировалось, что джип будет поставляться не только
  на грузинский рынок, но и в некоторые страны Закавказья - Армению и Азербайджан. Сообщалось,
  что договор на общую сумму в $26 млн был подписан в конце 2001 года. Дальнейшая судьба
  проекта малоизвестна.

     В конце 2009 г. было объявлено о начале совместного предприятия с немецкой компанией MAN по
  сборке грузовых автомобилей, но на данный момент не выпущено ни одного автомобиля.