БЕЛАЗ-549


БЕЛАЗ-549

БЕЛАЗ-549

Карьерный самосвал БелАЗ-549 выпускался Белорусским автомобильным заводом с 1976 по 1985 годы. Опытный образец был построен в декабре 1968 года.

Самосвал предназначался для транспортирования грунта и породы при открытых разработках полезных ископаемых и на строительстве крупных инженерных сооружений. Был рассчитан на совместную работу с экскаваторами, имеющими ёмкость ковша 8-12 м³. Ввиду большой нагрузки на ось, достигающей 90 тонн, автомобиль должен эксплуатироваться на специальных дорогах с твердым основанием, имеющих продольные уклоны не более 10 процентов.

На БелАЗ-549 впервые применили электрическую трансмиссию: двигатель вращает генератор постоянного тока, от генератора питание передаётся двум тяговым электродвигателям, каждый из которых через муфту соединён с шестеренчатым планетарным двухрядным редуктором, встроенным в ступицу заднего колеса (мотор-колесо).

Электротрансмиссия может быть использована для торможения машины. В этом случае электродвигатель мотор-колеса работает как генератор. Механическая энергия движения автомобиля, скорость которого необходимо замедлить или погасить, превращается в электрическую. Она, в свою очередь, расходуется для нагрева тормозных резисторов, смонтированных в передней правой части машины. В резисторах электрическая энергия переходит в тепло, которое рассеивается в атмосферу.

Помимо системы электродинамического торможения БелАЗ-549 оснащен барабанными (то есть колодочными) тормозами, которые являются основными (рабочими) и размещены, как обычно, в колесах. Их привод сделан гидравлическим с независимыми системами трубопроводов для тормозов передних и задних колес. Управление тормозами сконструировано таким образом, что при нажатии на педаль обязательно сначала вступит в действие система электродинамического замедления, а затем уже барабанные тормоза.

Исходя из специфики работы карьерных самосвалов на БелАЗ-549 предусмотрены еще две тормозные системы. В стояночную входят сидящие на валах якорей мотор-колес два барабанных тормоза постоянно замкнутого типа, которые надежно удерживают груженый самосвал на больших уклонах. Привод стояночного тормоза — механический, управление — ручное с пневматическим усилителем. Запасная система предназначена для торможения движущегося автомобиля исключительно в аварийных ситуациях и действует на колодки стояночного тормоза. Дополнительное усилие их разжатия создает пневмоцилиндр.

Модификации БелАЗ-549:

   БелАЗ-549А

   БелАЗ-549Б — с 6-цилиндровым двигателем 6РА4-185 мощностью 900 л.с. (661 кВт) при 1500 об/мин

   БелАЗ-549В — седельный тягач с газотурбинным двигателем ТВ-2-117 мощностью 1200 л.с. работающий в составе автопоезда БелАЗ-549В-5275

   БелАЗ-549Е — с 6-цилиндровым двигателем 6ЧН 21/21 мощностью 1050 л.с. (775 кВт) при 1500 об/мин

   БелАЗ-549С — вариант в северном исполнении

   БелАЗ-7420 — седельный тягач в составе автопоезда БелАЗ-7420-9590


    Технические характеристики:

Кузов цельнометаллический, ковшового типа с разгрузкой назад

Кабина двухместная

Грузоподъёмность 75000 кг.

Снаряженная масса 66980 кг.

Полная масса 142130 кг.

   на переднюю ось 47676 кг.

   на заднюю ось 99454 кг.

Длина 10250 мм.

Ширина 5360 мм.

Высота 4730 мм.

База 4450 мм.

Колея спереди/сзади 4100/3730 мм.

Дорожный просвет 720 мм.

Радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса 10,5 м.

Объём кузова 35 м³

Время опрокидывания кузова 22 с.

Угол подъёма платформы 50°

Подъёмный механизм платформы гидравлический двухцилиндровый

Максимальная скорость 60 км/час

Тормозной путь со скорости 40 км/час 26 м.

Контрольный расход топлива при 30-35 км/час 235 л/100 км

   Двигатель 6ЧН 21/21: дизельный, V-образный, 4-тактный, с турбонаддувом

Число цилиндров 6

Максимальная мощность 1050 л.с. (772 кВт) при 1500 об/мин

Максимальный крутящий момент 550 кгс*м (5393 Н*м) при 1100 об/мин

Рабочий объём 43,7 л.

Электрооборудование 24 В

Трансмиссия электрическая

Тяговый генератор ГПА-600 мощностью 600 кВт

Тяговые колёсные электродвигатели ДК-717А 2 шт. по 230 кВт

Колёсные редукторы дифференциального типа, передаточное число 22,03

Рулевой механизм: шестеренчатый редуктор с гидравлическим приводом — два цилиндра двойного действия, два насоса и следящее устройство, передаточное число 12,25

Передняя подвеска независимая, свечная, пневмогидравлическая

Задняя подвеска независимая, пневмогидравлическая

Рабочий тормоз барабанный с раздельным гидравлическим приводом

Стояночный тормоз барабанный с пневмопружинным приводом

Вспомогательный тормоз электродинамический

Запасной тормоз на задние колёса с пневматическим усилителем

Шины 27,00-49

Топливный бак 800 л.


БЕЛАЗ-549

                Рейтинг@Mail.ru