ИСТОРИЯ
ЕРЕВАНСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА


  Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ, арм. Երեւանի ավտոմեքենաների   գործարան) — автомобильный завод в городе Ереване (Армения), выпускавший   развозные автофургоны.


  31 декабря 1964 года постановлением Совмина Армянской ССР № 1084 принято   Решение "Об организации в г. Ереване в строящихся корпусах завода   "Автопогрузчик" завода по выпуску автомобилей-фургонов грузоподъемностью   0,8-1,0 тн". Этим же распоряжением исполняющим обязанности директора был   назначен Русов Георгий Петрович. В период его деятельности до октября 1966 года   было организованно начало строительства завода, создано первое ядро молодого   коллектива и 66 работников прошли обучение на Рижском и Ульяновском   автозаводах. Был построен первый производственный корпус, смонтированы   первые станки, обработаны первые детали.

  10 сентября 1965 год - Распоряжением Совмина Армянской ССР № 795   "Строящийся завод автопогрузчиков впредь именовать Ереванским автомобильным   заводом - ЕрАЗ (что созвучно с армянским "мечта").

  В 1966 году первым директором завода назначается начальник Управления   машиностроения Совнархоза Армянской ССР Завен Симонян, в послужном списке   которого многие руководящие должности предприятий и институтов Москвы и ГДР.   С его именем связаны работы по освоению завода, созданию генерального плана и   обоснование финансирования каитального строительства. В период его   деятельности освоен выпуск первых образцов, созданы мощности для серийного   производства 2500 автомобилей в год, в 1968 году объем выпуска доведен до 1000   автомобилей в год.

  В апреле 1966 года по документации РАФ были собраны первые 2 автофургона   модели ЕрАЗ-762, разработанных в Риге как РАФ-977К.

  В 1966 году вводятся первые производственные мощности, рассчитанные на   ежегодный выпуск до 400 автофургонов.

  В декабре 1966 года произведены первые 36 серийных автомобилей ЕрАЗ-762.

  В 1968 году директором завода становится Аванян Степан Иванович. В период   его работы на заводе была проведена первая реконструкция завода и были созданы   мощности для выпуска 6500 автомобилей в год. Объем выпускаемой продукции от   1000 штук в 1968 году вырос до 6500, в 1973-ем. Завершено капитальное   строительство прессово-кузовного и сборочного производств. Обеспечено   приобретение основного оборудования. На данном этапе решена жилищная   проблема – сданы 4 здания.

  В 1971 году конструкторы завода начинают создание автофургона нового   поколения модели ЕрАЗ-3730.

  В июне 1971 года на международной выставке "Современная   техника предприятий торговли и общественного питания   Инторгмаш-71" в Москве ЕрАЗ-762 награжден Почетным   Дипломом Всесоюзной Торговой Палаты.

  В сентябре 1971 года начат выпуск модернизированной модели   ЕрАЗ-762А, которую в 1976 году сменил ЕрАЗ-762Б, а в 1979 году   — ЕрАЗ-762В. На базе фургона небольшими партиями   выпускались рефрижератор ЕрАЗ-762Р, грузопассажирский   (пятиместный) фургон ЕрАЗ-762ВГП (с 1988 г.) и   "двухкабинный" (также пятиместный) бортовой лёгкий грузовой   автомобиль ЕрАЗ-762ВДП.

  13 декабря 1971 года на ВДНХ получен диплом III степени за   модернизированный автофургон ЕрАЗ-762А.

  В 1972 году усиленными темпами продолжается строительство второго прессово -   кузнечного производственного корпуса. Сразу после завершения работ по первой   реконструкции начинается вторая – для создания мощностей на выпуск 12000 шт.   автомобилей в год.

  В период с 1972 по 1975 год идет монтаж сборочного подвесного-толкающего   конвейера (разработанного Минским СКБ-3) – второго в СССР. Первый конвейер   данного типа в СССР был спроектирован, изготовлен и смонтирован итальянской   фирмой Fiat на Волжском автомобильном заводе в г. Тольятти.

  19 октября 1973 года Государственной комиссией принят и   рекомендован к производству автомобиль нового семейства   ЕрАЗ-3730.

  В 1974 году директором завода стал Даниелян Альберт   Айрапетович. В период его работы на заводе был завершен   монтаж оборудования и сдан в эксплуатацию прессово-кузовной   корпус, проведена вторая реконструкция основных   производственных цехов с доведением производственных   мощностей в 1980 году до 13000 автомобилей в год, начата   технологическая подготовка автомобиля новой модели ЕрАЗ-3730, объём   выпускаемой продукции от 7000 автомобилей доведен до 10000 штук в год.

  С 1974 по 1986 год велись работы над созданием электромобилей, было   изготовлено 26 образцов которые отправили на испытания в Автокомбинат Москвы.   Наиболее удобным для автомобилей в эксплуатации из-за большого объёма кузова   был признан ЕрАЗ-3730. Но из-за несовершенности источников питания работы на   ЕрАЗе прекращены.

  В 1976 году на заводе запускается главный сборочный конвейер и монтируется   первый немецкий пресс усилием 500 тонн в новом прессовом цехе. Создается   производственное объединение "ЕрАЗ" в состав которого вошли: Ереванский   автомобильный завод – головное предприятие; Ереванский завод запчастей;   Ереванский завод автопогрузчиков; Ереванский завод гидроаппаратуры; строящийся   завод автопогрузчиков в г. Чаренцаване. Перед объединением ставится задача   наряду с выпуском автомобилей "ЕрАЗ" и автопогрузчиков 4022 освоить выпуск   автопогрузчиков 4091 г/п 1 т. и модели г/п 2 т., разработанных Львовским ГСКБ   "Автопогрузчик".

  В 1980 году на летнюю Олимпиаду "Москва-80" ЕрАЗ отправил десять   авторефрижераторов ЕрАЗ-37302.

  В 1980 году генеральным директором производственного объединения становится   Овсепян Норайр Атомович. В период его работы выпуск автомобилей от 10000   единиц вырос до 11200 единиц в год. Проведена технологическая подготовка и   освоение производства деталей и узлов автопогрузчиков. На заводе   реконструируется окрасочный цех. Монтируются новые окрасочные и сушильные   камеры, системы подвесных толкающих и напольных конвейеров.

  В апреле 1982 года выпущен 100000 автофургон ЕрАЗ.

  С июля 1983 по ноябрь 1983 года объединением руководил Абраамян Джим   Завенович. При нем активизировались работы по технологической подготовке   производства автофургонов ЕрАЗ-3730 и автопогрузчиков новых моделей.

  В ноябре 1983 года объединение "ЕрАЗ" переоформляется в Чаренцаванское   производственное объединение "АрмАвто", а директором Ереванского   автомобильного завода назначается Нерсесян Владимир Галустович. В период его   работы проделана работа по технологической подготовке, реконструкции, созданию   мощностей и освоению производства автомобилей новой модели ЕрАЗ-3730. Объём   выпуска автомобилей 762В от 12000 ед. вырос до 16000 ед. в год.

  В 1984-1987 годах реконструируется цех сборки-сварки кузова. Монтируются   сварочные линии кузова автомобиля ЕрАЗ-3730 и система подвесных толкающих

 конвейеров общей протяженностью до 3,5км. Завершается   реконструкция прессового цеха.

  В 1984 году подписывается договор о сотрудничестве с   Любинским автомобильным заводом "Жук" (Польша).

  В мае 1984 года ЕрАЗ становится самостоятельным   предприятием.

  В 1985 году ЕрАЗ-3730 удостоен бронзовой медали на выставке   "АВТОПРОМ-85" в Москве.

  В 1986 году изготовленный на базе автофургона ЕрАЗ-3730   автофургон ЕрАЗ-37301 с изотермическим кузовом впервые в   истории завода демонстрируется на международной выставке за рубежом в городе   Познань (Польша). Сдается в эскплуатацию новый административный корпус. Идет   модернизация новой модели. На её базе создаются новые модификации,   изготавливаются первые образцы.

  В сентябре 1987 года достигнут рекордный объём 16111 автофургонов в год.

  С 1989 по 1991 год директором был Бабаджанян Эдуард Суренович. При его   работе завершена реконструкция кузовного производства автомобиля новой модели   ЕрАЗ-3730. Завершается реконструкция цеха сборки-сварки кузовов.

  В 1991 году завод создает в Нагорно-Карабахской Республике подсобное хозяйство "Надежда", где посажен сад на 15 га и сооружено водохранилище.

  С 1991 года и до закрытия директором был Арутюнян Гамлет Степанович.

  В 1995 году для парка отдыха детской железной дороги Еревана изготавливаются 2 комплекта прогулочного автопоезда.

  В 1995 году завод приватизирован и реорганизован в открытое акционерное общество "ЕрАЗ". Председателем совета акционеров ОАО "ЕрАЗ" был избран предприниматель и владелец большего количества акций Овсеп Сеферян, а исполнительным директором - Гамлет Арутюнян. В этом же году ЕрАЗ-3730 попадает на конвейер.

  В 2000 году на мощностях завода предполагалось наладить выпуск автомобилей ВАЗ.

  В ноябре 2002 года Экономическим судом Республики Армения по требованию кредиторов ОАО "ЕрАЗ" признан банкротом, и производство на предприятии было остановлено.

  В ноябре 2004 года ОАО "ЕрАЗ" продано на аукционе. Новым владельцем бывшего автозавода "ЕрАЗ", а затем ОАО "ЕрАЗ" стал "Мик металл".

                Рейтинг@Mail.ru